Качество автомобильного газа в Украине остаётся нестабильным — эксперты

Качество автомобильного газа в Украине остаётся нестабильным — эксперты

Эксперты столичного Института потребительских экспертиз провели рейд по крупнейшим сетям АЗС и их незаконных визави с целью проверить качество отпускаемого автомобилистам газа, ведь близится зимний сезон, и параметры такого топлива должны соответствовать холодному периоду.

В последнее время на рынке автомобильного газа царит некоторое спокойствие — перебоев с поставками нет, цены находятся в привычном диапазоне «чуть меньше» половины стоимости бензина. При этом количество автопарка «на газу» неуклонно растёт, а предложение стало увеличиваться благодаря нелегальным «бочкам», которые хоть и не массово, но уже снова начали появляться на дорогах.

Проверке подверглись как крупные сети АЗС (БРСМ-НАФТА, WOG, КЛО, Shell, ОККО, Sun Oil, Glusco, Авиас), так и большие сети столицы и регионов (Marshall, Avantage 7) и нескольким «бочкам». Особое внимание специалисты уделили незаконным заправкам и сети Avantage 7, поскольку именно там были зафиксированы необычно низкие цены, иногда на 20-30 процентов ниже остальных сетей. Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в сертифицированную лабораторию. Что касается самой процедуры отбора, то сетевые заправки, и «нелегалы», без проблем отпускали топливо для анализа. Более того, на некоторых «бочках» даже стали выдавать фискальный чек, чего ранее за ними наблюдалось крайне редко.

Баллон

Первым делом эксперты измерили точность налива газа — самый критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты замеряют пробеги, и жалуются на то, что заправляют им газа больше, чем составляет ёмкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1%, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Тем не менее, по факту результаты оказались отличные — у всех сетевых заправок точность налива выше 97%. Самый точный налив оказался при отпуске БРСМ- НАФТА и КЛО — 99,0% и  WOG- 98,5 процента, Sun Oil — 98%. C другой стороны шкалы — «нелегалы», Marshall и Avantage 7. Здесь недолив составил 10% — 15%. Справедливости ради, стоит отметить, что недолив может случаться и без злого умысла — такое может случиться из-за несвоевременного обслуживания колонок. 

В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ДСТУ ЕN589:2017 по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное — летом это приблизительно 40:60 (пропана к бутану), зимой же наоборот — 60:40. Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратуры в зимний период эксплуатации. В целом, все большие сети выдержали испытание, показав хорошие результаты. Но при этом в некоторых сетях газ уже был «готов» к зиме, а в некоторых — нет.

Испытания

Лучшее соотношение показали образцы автомобильного газа Plus (БРСМ-НАФТА), LPG MUSTANG (WOG) и LPG на заправках КЛО — более 60% пропана и менее 40% бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды.

А вот в газе из «бочки» пропана оказалось рекордно мало — 31% при норме не ниже 50±10%. Немного лучше цифры в LPG в сети Avantage 7 — 36% пропана. Для автомобиля это не принесёт существенного вреда, но расход такого газа будет намного больше.

Одним из главных моментов является также марка сжиженного газа. Основных две — ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём разница? Первая марка — очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая — более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления). И здесь обнаружились неприятные сюрпризы.

Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов). В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось намного больше норматива — свыше 10%! Исходя их этих данных, данное топливо нельзя отнести к автомобильному.

По требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6%, а для ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того, допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже чем СПБТ (а по требованиям EN 589 — не более 50 мг/кг). 

Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры.

И еще один немаловажный параметр — плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей WOG, ОККО, БРСМ-НАФТА и КЛО.

В целом, ситуация с качеством автомобильного газа показала, что небольшие сети и нелегальные продавцы грешат продажей бытового газа под видом автомобильного. Крупные же сети продают качественное топливо, украинского или зарубежного производства. Остаётся пожелать, чтобы поставки были ритмичными, и рынок не испытывал дефицита.

ОМ-104

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ИЗ МИРА АВТОМОБИЛЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *